#МИР

Конец эпохи маркетплейсов? Государство хочет поставить под контроль онлайн-торговлю

 
Конец эпохи маркетплейсов? Государство хочет поставить под контроль онлайн-торговлю
 
Госдума рассмотрит законопроект о регулировании деятельности агрегаторов информации на товары (маркетплейсов). Соответствующий законопроект уже внесен на рассмотрение Госдумы.
 
Как отмечается, отсутствие унифицированного правового регулирования деятельности маркетплейсов порождает у маркетплейсов, имеющих значительное положение на рынке, неограниченную возможность одностороннего изменения условий работы, в том числе в худшую для продавцов и владельцев пунктов выдачи заказов сторону.
 
Законопроект устанавливает требования к договорам, заключаемым владельцами маркетплейсов с продавцами и владельцами пунктов выдачи заказов.
 
При этом предусмотрено обязательное размещение текста договора в действующей и предыдущих редакциях на сайте владельца маркетплейса в интернете. А требования к порядку осуществления деятельности владельцев маркетплейсов разделены на две группы в зависимости от его «экономического положения».
 
Для первой группы - универсальные требования, единые для всех агрегаторов, в том числе о проверке продавцов и владельцев пункта выдачи заказов, о доведении соответствующих сведений до покупателей, об обеспечении соразмерности санкций выявленным нарушениям.
 
Во вторую группу включены специальные требования, распространяемые на участников рынка, на которых приходится более 20% общего объема сделок с использованием маркетплейсов за предшествующий год (в стоимостном выражении), которые в том числе касаются запрета включения в договор условий о запрете заключать договоры с владельцами других маркетплейсов, о ценовом паритете, о навязывании невыгодных условий поставщикам и владельцам пунктов выдачи заказов.
 
Также владельцы маркетплейсов, занимающих значимое положение на рынке, должны будут уведомлять об изменении договора, ухудшающем положение продавцов или владельцев пункта выдачи заказов, за 30 дней до их вступления в силу, и размещать на своем сайте «торгово-сбытовую (коммерческую) политику», содержащую информацию о стоимости оказываемых ими услуг, основания предоставления скидок и их размер.
 
С учетом специфики сферы электронной торговли законопроектом также предлагается разграничить посредническую деятельность агрегаторов информации о товарах и торговых сетей. Одновременно определяется правовой статус продавцов и владельцев пункта выдачи заказов, круг их прав и обязанностей, а ФАС России наделяется полномочиями рассматривать дела о нарушении вводимых правил и требований.
 
В январе стало известно о том, что Совет Федерации хочет ограничить долю маркетплейсов на рынке, а также запретить им открываться в новых пунктах при их превышении. 
 
«В настоящее время деятельность маркетплейсов не подпадает под законодательное ограничение приобретения, аренды дополнительной площади торговых объектов. Однако будучи, по сути, такими же хозяйствующими субъектами, осуществляющими розничную торговлю продовольственными товарами, как и традиционные торговые сети, маркетплейсы получают конкурентные преимущества и не ограничены в открытии или аренде новых пунктов выдачи заказов в границах субъектов», — отмечается в законопроекте.
 
Кроме того, для маркетплейсов предлагается установить лимит в 25% от объема всех онлайн-продаж товаров за прошедший финансовый год.
 
В Минпромторге РФ поддержали усиление регулирования онлайн-торговли, но в рамках уже внесенного в Госдуму законопроекта о правилах онлайн-коммерции.
 
Фото: архив «ИНФОРМЕРа» 
 
 
 
 
 
Материалы по теме: