#НЕНАВИСТЬ

Как работает инстинкт разрушения?

 

Двадцать первый век принято считать веком информации, и такое мнение не лишено оснований. Сегодня каждый человек имеет возможность получить доступ практически к любым данным. Но такое информационное изобилие может запутать и сбить с толку. Как выбрать информацию, которая окажется и полезной, и интересной?

Предлагаем познакомиться с занимательной теорией, которая позволит по-новому посмотреть на некоторые процессы нашей жизни.

 

Теория разбитых окон изначально была создана для криминологии, но ее действие распространяется на все стороны нашей жизни. Мы можем замечать ее проявления буквально каждый день. Типичный пример ее действия, который приводили сами авторы теории, американские социологи Джеймс Уилсон и Джордж Келлинг: 

«Если в здании разбито одно стекло, и никто его не заменяет, то через некоторое время в этом здании не останется ни одного целого окна».

Принцип заключается в том, что если один человек нарушает какой-либо порядок, то и все вокруг следуют его примеру. В результате возникающей цепной реакции «приличный» городской район может быстро превратиться в клоаку, где людям страшно выходить на улицу. Психологический механизм этого принципа заключается в следующем: когда человек видит беспрепятственное нарушение правил, он перестаёт воспринимать их как некий запрет.

 

 

Данный принцип схож с принципом показательных наказаний. Когда в обществе происходят не угодные контролирующим органам процессы, достаточно демонстративно наказать хотя бы одного участника, чтобы остальные были ограничены чувством страха. Страх активизирует в человеке чувство индивидуальности, поэтому о массовых беспорядках уже никто не думает. Ещё недавно толпа была вдохновлена общей идеей, а теперь каждый её представитель обособляет себя от общего потока и думает лишь о собственной безопасности. В случае с теорией разбитых окон срабатывает тот же самый механизм, только в обратном направлении. Природа человека такова, что он стремится не только созидать, но и разрушать. Однако в нашем обществе деструктивные действия пресекаются. Но когда один-единственный человек нарушает правила и демонстрирует свою безнаказанность, большинство сразу же следует его примеру.

 


В то же время, если активно бороться с мелкими правонарушениями и наказывать нарушителей даже самых незначительных правил, то в обществе создается атмосфера нетерпимости к нарушениям в целом: как мелким, так и крупным. 

Эта теория неоднократно находила подтверждение на практике. Например, в середине 1980-х в нью-йоркском метрополитене поменялось руководство. Новый директор Дэвид Ганн начал свою деятельность с борьбы против граффити. 

Новый руководитель распорядился незамедлительно очистить вагоны. В конце маршрутов установили моечные пункты. Если вагон приходил с надписями на стенах, рисунки смывались во время разворота, в противном случае вагон вообще выводили из эксплуатации. Грязные вагоны, с которых еще не смыли граффити, ни в коем случае не смешивались с чистыми. Ганн доносил до вандалов четкое послание.

«У нас было депо в Гарлеме, где вагоны стояли ночью.  В первую же ночь явились тинейджеры и заляпали стены вагонов белой краской. На следующую ночь, когда краска высохла, они пришли и обвели контуры, а через сутки все это раскрашивали. То есть они трудились 3 ночи. Мы ждали, когда они закончат свою «работу». Потом мы взяли валики и все закрасили. Парни расстроились до слез, но все было закрашено снизу доверху. Это было наше послание для них: «Хотите потратить 3 ночи на то, чтобы обезобразить поезд? Давайте. Но этого никто не увидит», -- рассказывал он позднее.

 

 

 

После активной борьбы с вандальными действиями новый директор захотел решить проблему безбилетников. В 1990 году на должность начальника транспортной полиции был нанят Уильям Браттон. Он выставил возле турникетов по 10 переодетых полицейских. Они выхватывали «зайцев», надевали на них наручники и выстраивали в цепочку на платформе. После этого их провожали в полицейский автобус, где обыскивали, снимали отпечатки пальцев и пробивали по базе данных. У многих при себе оказывалось оружие или наркотики. 

«Для копов это стало настоящим Эльдорадо. Каждое задержание было похоже на пакет с поп-корном, в котором лежит сюрприз. Что за игрушка мне сейчас попадется? Пистолет? Нож? Есть разрешение? Ого, да за тобой убийство!.. Довольно быстро плохие парни поумнели, стали оставлять оружие дома и оплачивать проезд», -- поделился Браттон.

В 1994 году мэром Нью-Йорка избран Рудольф Джулиани. Он забрал Браттона из транспортного управления и назначил шефом полиции города.

 

 

Социологи из университета Гронингена провели ряд исследований, в рамках которых серия экспериментов продемонстрировала, что люди чаще нарушают правила, когда видят подобное поведение со стороны. Стоит кому-то нарушить одну норму, как другие будут нарушать остальные правила. Так невинное злодеяние может повлечь за собой ряд более серьёзных правонарушений.


Если в здании разбито окно, его необхидимо как можно быстрее заменить новым. Если на тротуаре или аллее появляется мусор, его необходимо убрать, не дожидаясь, когда люди начнут выбрасывать на дорогу старую мебель или радиоактивные отходы.

Первый эксперимент провели на велопарковке у магазина. Убрали все урны и повесили на рули велосипедов рекламные листовки. Получается, что люди могли забрать листовку с собой или выбросить прямо на улице. Важно, что сначала стена магазина была чистой — стоял знак, запрещающий на ней рисовать. Из 77 велосипедистов лишь 25 повели себя некультурно — это 33% от общего числа.

Затем эксперимент повторили, при такой же погоде и в то же время дня, но стену размалевали бессодержательными рисунками. На этот раз намусорило уже 69% велосипедистов.

Таким образом, нарушение запрета рисовать на стенах оказалось серьезным стимулом, который провоцировал людей нарушать другое правило — не сорить на улицах.

Второй эксперимент должен был показать, справедлива ли теория разбитых окон только для общепринятых норм или распространяется и на локальные правила, установленные для какой-то конкретной ситуации или места.
Исследователи перегородили главный вход на автомобильную парковку забором, в котором оставили широкую щель. Рядом с ней повесили знак «Вход воспрещен, обход в 200 м справа» и табличку «Запрещается пристегивать велосипеды к забору». Опыт опять проводили в двух вариантах: «порядок соблюден» и «порядок нарушен».

В первом случае в метре от забора стояли четыре велосипеда, явно к нему не пристегнутые. Во втором случае те же велосипеды пристегнули к забору. Результат снова оказался положительным: в ситуации «порядок соблюден» в дырку пролезли только 27% автовладельцев, а в ситуации «порядок нарушен» — целых 82%.

 

Третий эксперимент проводили в подземной парковке у супермаркета, где висело большое и хорошо заметное объявление «Пожалуйста, возвращайте взятые из магазина тележки». В ситуации «порядок соблюден» на парковке не было тележек, в ситуации «порядок нарушен» там находились четыре тележки. Их ручки исследователи предусмотрительно измазали мазутом, чтобы у посетителей не возникло желания ими воспользоваться. К машинам прикрепляли такие же бумажки, как в первом эксперименте. Результат получился аналогичный: в первой ситуации бросили бумажку на землю 30 % водителей, во второй — 58 %.

Четвертый эксперимент напоминал первый, но признаки «нарушения норм» другими людьми были не визуальными, а звуковыми. В Нидерландах закон запрещает использование петард и фейерверков в предновогодние недели (нарушителей штрафуют). Этот закон всем прекрасно известен.

Оказалось, что велосипедисты намного чаще бросают бумажки на землю, если слышат звук разрывающихся петард.

В пятом и шестом экспериментах людей провоцировали на мелкую кражу. Из почтового ящика торчал конверт с прозрачным окошком, из которого виднелась купюра в 5 евро. Экспериментаторы следили за проходящими мимо людьми, подсчитывая число краж. В ситуации «порядок соблюден» почтовый ящик был чистый, и мусора вокруг не было. В ситуации «порядок нарушен» либо ящик был разрисован бессмысленными граффити, либо кругом валялся мусор. Результаты и на этот раз получились весьма убедительные.

В ситуации «порядок соблюден» только 13% прохожих присвоили соблазнительный конверт. Однако из разрисованного ящика конверт украли 27% прохожих, а разбросанный мусор спровоцировал на кражу 25% людей.

Таким образом, бессмысленные надписи или разбросанный мусор увеличивает число краж вдвое.

 

 
 
 
Материалы по теме: