#МИР

«Я приказываю – сдать!»… «Да пошел ты на... !»

 

«Я приказываю – сдать!»…. «Да пошел ты на... !».

История – это деяния людей. Именно люди творят историю СОБЫТИЙ, которые, со временем, оседают документами в архивах или артефактами в музеях, на основании которых эти события фиксируются учёными-историками уже в научных трудах, а в народе передаются из поколения в поколение в образе преданий, сказаний и легенд.

 

Одним из таких события новейшей истории было подписание 28 мая 1997 года пакета документов о разделе Черноморского Военно-морского флота СССР между Российской Федерацией и Украиной.

 

Об этом написано много полемического и высказано огромное количество разных мнений по поводу данного пакета документов, как с точки зрения прогнозов на десятки лет развития мировой геополитики, так и последствий раздела непосредственно для бывших участников СССР – России и Украины.
Прошедшие 24 года со дня подписания данного пакета многое из предполагаемого перевели в разряд свершившегося, что-то стало совершенно неактуальным и «кануло в лету», а кое-что воспринимается сегодня с совершенно иным нервом относительно того, что и как происходило.Большинство мнений и оценок было и остаётся сосредоточенными исключительно вокруг глобальности самого события раздела флота.

И совсем немного сообщается о людях, которые на эти события оказывали непосредственное влияние и, как говорится, творили историю.

Хотя таких людей, от принятия решений которых история приобрела тот вид, который останется в учебниках фактами для изучения, без возможности что-то уже изменить, было не столь уж и много, но рамки статьи не позволяют рассказать обо всех.
Однако о некоторых из них вспомним здесь и сейчас. Они этого более чем достойны.Раздел Черноморского флота был, бесспорно, драматическим и трагическим актом для тысяч моряков и членов их семей, потому что уже конкретно для них окончательно фиксировал уничтожение некогда единого мощного государства СССР.

 

Черноморский флот переставал существовать, как единый и сложнейших инфраструктурный организм, а на берегах севастопольских бухт – Главной базы ЧФ в Севастополе – начинали жизнь, порой борт к корабельному борту, два уже разных флота.

 

Случай в мировой истории уникальный, особенно принимая во внимание масштабы произошедшего. Украинская сторона настаивала на «полной приватизации» Черноморского флота в свою пользу.
Причём собиралась сделать это на мифических «законных основаниях», изобретённых исключительно усилиями «незалежных» украинских политиков, все до одного которые являлись «выходцами» из СССР.Черноморский флот был создан Россией и являлся составной частью российской государственности, никаких мифических и уж тем более «законных» оснований для изменения этого статуса не существовало по определению.

 

Но украинская сторона не оставляла попыток изменить положение вещей максимально кардинально в интересах тех, кто командовал Киевом из Вашингтона. А в Вашингтоне планировали действиями украинских политиков убрать из Крыма и Севастополя российский Черноморский флот в принципе и обеспечить базирование и размещение на полуострове группировки ВМФ США со всей приданной береговой инфраструктурой.

 

Из воспоминаний последнего бывшего Главкома ВМФ СССР Владимира Чернавина (на фото ниже):

Владимир Николаевич Чернавин

Владимир Николаевич Чернавин

«Стало известно, что в Севастополь приезжает большая комиссия, которую возглавляет Дурдинец, первый заместитель председателя Верховного Совета Украины. С ним министры обороны, внутренних дел и так далее. Узнаю, что они везут указ президента Украины о приватизации Черноморского флота. Я вышел на Шапошникова (последний министр обороны СССР – прим.), доложил ему обо всем. Шапошников спрашивает: «Ну, что делать?» Я ему предложил, что нужно немедленно издать указ нашего президента о том, что Черноморский флот переходит под юрисдикцию России.

 

Всю ночь переговаривались с Шапошниковым, и, в конце концов, он связался с Ельциным. Ельцин отнесся к такой идее положительно. Но те уже приезжают, а у нас ещё ничего нет. Фактически проект указа был подготовлен непосредственно в Севастополе, и я передал наши предложения министру обороны. Начались переговоры, на которых украинская сторона сразу заняла наступательную позицию. Возглавляя нашу делегацию, я чувствовал, что они вот-вот доберутся до указа своего президента. Опять наступила бессонная ночь, опять переговоры с Шапошниковым. Наконец Шапошников говорит: «Президент сказал, что утром подпишет указ».

 

Утро.

 

Уже 10 часов, а указа ещё нет. Начинаю уклоняться от переговоров, потому, что знаю: когда они зачитают свой указ, а мы будем с пустыми руками – дело будет сделано. В конце концов, с опозданием на час с лишним прибываю к месту переговоров, чем вызываю страшный всплеск раздражения. Но я приехал уже с указом президента в кармане, он по телефону был мне зачитан. Тут встаёт Дурдинец и говорит, что, так как мы не можем найти путей соприкосновения интересов, он сейчас официально зачитает указ президента Украины Леонида Кравчука. И читает с пафосом указ.

 

Но мы были уже к этому готовы. И когда он произносит: «И мы приехали сюда, чтобы этот указ исполнить, здесь все люди, которые правомочны это сделать» – я встаю и зачитываю указ президента Ельцина. Это было похоже на взрыв бомбы! Украинская делегация в замешательстве: что же делать? Указ на указ. И долго все сидели и мрачно молчали. Потом начали между собой переговариваться.

 

И вот Дурдинец заявляет мне: «Владимир Николаевич, мы не можем не выполнить указ нашего президента». Говорю ему в ответ: «А мы не можем не выполнить указ нашего президента. Учитывая же, что Черноморский флот сегодня в моём подчинении, мы также не дадим выполнить указ вашего президента». Переговоры с этого момента стали бесполезными, всё должно было решаться уже на другом уровне…».

 

Фактически был сорван план захвата всего флота украинской стороной методом «хапка», ситуация стала развиваться в сторону решений о разделе его между сторонами.

 

Что, в свою очередь, требовало дополнительных переговоров и консультаций на разных уровнях.

Кстати, перед началом встречи и переговоров адмирал Чернавин приветствовал всех участников украинской делегации рукопожатием, но не подал руки только одному человеку, возглавлявшему несуществующие на тот момент ВМС Украины и бывшему командиру Крымской военно-морской базы, расположенной в Донузлаве, контр-адмиралу Кожину.

 

Именно жёсткая и чёткая позиция адмирала Чернавина позволила закончить эти переговоры «ничем», насильственный захват Черноморского флота был отбит, так как оба президента наложили моратории на свои же указы. Ситуация перешла сначала в паузу, а затем уже на правительственный уровень.Позиция Владимира Николаевича Чернавина звучала просто и понятно: «Для нас Черноморский флот без Крыма и без России, а Крым и Севастополь без Черноморского флота - это всё равно, что человек без Отечества, что Россия без Москвы, что Москва без Кремля».

 

На момент распада СССР ЧФ насчитывал в общем количестве 833 корабля. Например, подводных лодок – 28; крейсеров и больших противолодочных кораблей первого ранга – 8; ракетных катеров – 30; тральщиков – 70 и много ещё чего, как на воде, так и на берегу….

 

Личный состав флота составлял почти 100 000 офицеров и матросов, почти 60 000 рабочих и гражданских лиц, обеспечивающих жизнедеятельность флота в главной базе Севастополе, в базе Новороссийск и пунктах базирования в Одессе, Керчи, Измаиле, Поти и так далее по всему черноморскому побережью бывшего СССР.

Кроме того, общее инфраструктурное хозяйство флота оценивалось почти в 80 миллиардов долларов.

Украинскую строну, а это стало понятно по прошествии времени и абсолютно очевидно сегодня, интересовали не национальные амбиции, для которых наличие грозного флота является фактором, подтверждающим мощь государства, им обладающего, а сугубо финансово-меркантильные цели.

Другими словами, задача стояла «базарная», а именно: постараться «ухватить» как можно больше, что бы было, что потом продавать или за что торговаться.

 

В концепции национальной безопасности для государств, имеющих выход к морю, наличие военно-морского флота является необходимым фактором обеспечения этой самой безопасности. Естественно, в рамках возможностей и внешнеполитических приоритетов.

Содержанием военно-морского флота весьма затратная составляющая для экономики государства. И каждое государство, исходя из своих экономических возможностей и доктрины собственной безопасности, создаёт и содержит флот в рамках задач, поставленных перед военно-морским флотом политическим руководством страны.

В этом смысле совершенно очевидно, что Украина не смогла бы содержать – и это подтвердилось со временем – не то, что весь Черноморский флот, но даже малую часть его. Потому что само политическое руководство Украины все годы своей «незалежности» находилось и находится и по сей день под полным внешним руководством со стороны западных антироссийских сил.

 

Черноморский флот изначально был ТОЛЬКО российским, «отдать» его Украине по их «заявке» означало только одно – полное уничтожение флота.

Потому что у кого государство не построено – тому и флот не нужен. Украинского же государства как не было, так и нет, а есть территория на внешнем управлении.

 

Руководство РФ того времени, особенно в лице Ельцина, по вопросу Черноморского флота не имело понятной и принципиальной позиции, а плыло по ситуационному течению, просто так или иначе реагируя на «украинские выходки».

Вот характерный пример.

30 декабря 1991 года по итогам встречи глав образованного СНГ относительно Черноморского флота прозвучала расплывчатая формулировка, гласящая, что флот выполняет задачи, отражающие интересы Содружества Независимых Государств.

Причём каждый из участников этого содружеств толковал эти задачи по-своему. В рамках «своей» трактовки президент Украины Кравчук требовал от Черноморского флота принять присягу на верность Украине уже 3 января 1992 года вместе со всей группировкой уже бывших советских войск, дислоцированных на то время на территории «незалежной». А это – почти 700 000 человек!

 

Складывалась во всех смыслах странная ситуация.

 

Из Киева поступали команды призывать на Черноморский флот в 1992 году матросов только с территории Украины. Автоматически они должны были принимать и украинскую присягу, а это означала, что если личный состав боевого корабля принял такую присягу, то корабль также автоматически становился украинским. Из Новороссийска прибывали новобранцы уже с присягой Российской Федерации.

 

Командующим Черноморским флотом в сентябре 1991 года был назначен адмирал Игорь Касатонов.

Игорь Владимирович Касатонов

Игорь Владимирович Касатонов

 

Командующий Черноморским флотом решил присягу Украине не принимать и не перепринимать.

Командующий флотом неоднократно обращался непосредственно в Кремль в попытках связаться с Ельциным, но все эти попытки были безуспешными.

 

Из воспоминаний И.В.Касатонова: «Никто никогда (ни тогда, ни позже) задач по сохранению флота мне не ставил, меня ни на что не подбивал, никаких условий не выставлял, наград не сулил… Меня вообще никто ни к чему не призывал. Конечно, эти начальники спасовали перед силой и волей обстоятельств, боялись за себя, хотели выжить… Необходимо было решение, и его принял я, объявив 5 января 1992 года, что «ЧФ – флот российский, подчиняется Е. Шапошникову (тогдашний министр обороны СНГ – прим.) и В. Чернавину (главнокомандующий ВМФ объединённых вооруженных сил СНГ – прим.). Необходимо по флоту политическое решение. Мы готовы сотрудничать с МО Украины!» Моряки выполнили мой приказ: «Украинскую присягу не принимать!» Первой об этом объявила американская газета «Нью-Йорк таймс». В поддержку я получил из России сотни телеграмм от простых людей, от руководства – ноль. По форме это был мятеж. И совсем неожиданно для всех, в том числе и для России».
То есть адмирал Касатонов взял всю ответственность на себя. И полной мерой этой ответственности было СОХРАНЕНИЕ Черноморского флота для России.Фактически это выглядело так.

 

9 января 1992 года командующего Черноморским флотом И.В.Касатонов был вызван в Верховную Раду Украины, где с трибуны заявил: «Требование принимать присягу чужого государства считаю преступным. Черноморский флот сохранит статус-кво до выработки политического решения на уровне президентов двух стран: России и Украины».

 
Бурных оваций на это заявление командующего Черноморским флотом со стороны украинских депутатов не последовало.

Противостояние нарастало.

5 апреля 1992 года президент Украины Кравчук подписал указ «О неотложных мерах по строительству Вооружённых Сил Украины».

Из текста этого документа следовало сформировать украинские ВМС на базе Черноморского флота.

 

Другими словами, это было стремлением переподчинить ЧФ Киеву, а адмирала Касатонова убрать с должности командующего.

Однако 7 апреля вышел указ президента РФ Ельцина «О переходе под юрисдикцию Российской Федерации Черноморского флота».

Ситуация стала абсолютно тупиковой.
Она разрешилась 8 апреля – оба президента отозвали свои указы. Возможность фактически прямой вооружённой конфронтации перешла в состояние переходного периода в истории флота с подготовкой разделения его между двумя странами.Но относительно адмирала Касатонова Киев своего добился – в сентябре 1992 года указом президента России Игорь Владимирович был отозван с Черноморского флота и назначен на должность первого заместителя Главнокомандующего ВМФ России.

 

Через три месяца уже на должность командующего Объединённым Черноморским флотом по согласованию между Ельциным и Кравчуком был назначен (на фото ниже) адмирал Эдуард Балтин.

Эдуард Дмитриевич Балтин

Эдуард Дмитриевич Балтин

Началась длительная процедура работ различных межправительственных делегаций и комиссий, а Черноморский флот вплоть до 1997 года оставался под советским флагом, когда на одной его части был поднят Андреевский флаг, а на другой – немного видоизменённый «морской флаг» эпохи правления гетмана «всея Украины» Скоропадского в 1918 году под оккупацией немцев.

 

Новый командующий Черноморским флотом не стал послушной марионеткой «что изволите-с?» в руках двух «гениев демократической перестройки» СССР – у него была своя чёткая и однозначная позиция, которую он сформулировал так: «Подчинение двум президентам – явление необычное даже в мировой практике» и уточнил: «Все беды нашего флота идут от того, что наши московские политики и в 1954-м, и в 1991-м не уберегли Крым и безмозгло отдали его Украине. Я когда иду или еду мимо памятника Нахимову, мне стыдно смотреть ему в глаза».

 

Вот характерный пример – а их было множество! – позиции адмирала Балтина: в 1994 году, весной, Верховный Совет Крыма выступил за предоставление полуострову автономии.

 

Из Киева последовало грозное предупреждение, что в ответ он введёт прямое президентское правление.

 

Балтин немедленно попытался связаться с Ельциным – тщетно.

Командующим Черноморским флотом позвонил Кучме – с президентом Украины его не соединили.
Тогда Балтин попросил передать Кучме, что если в Крыму будет введено его прямое президентское правление, то никакие приказы из Киева Черноморский флот выполнять не будет.Прямое президентское правление из Киева в Крыму введено не было.

 

Из воспоминания адмирала Балтина: «Руководство России, Минобороны нас просто бросили… Если из Киева чуть ли не каждый день мне поступали какие-то распоряжения, депеши, то из Москвы часто за несколько месяцев – ни одного звонка. Даже продовольствие перестали поставлять. Денег не платили людям по несколько месяцев. А ты сиди – сохраняй для России флот, заботься о кораблях, об офицерах, их семьях, – только это в собственной стране никому не нужно. Когда задолженность по зарплате достигла трёх месяцев, я позвонил министру обороны и говорю: «Не пришлёте денег, вынужден буду отправить отряд кораблей в Стамбул, слегка пограбить там. Я служил в разведке, и город знаю, как свои пять пальцев. Все его базары, в том числе и Большой крытый. Для меня это – раз плюнуть. Турки даже почесаться не успеют»…

 

Киев давил на Ельцина, требуя убрать с должности командующего Черноморским флотом адмирала Балтина.

По воспоминаниям жены Эдуарда Дмитриевича уже перед самым снятием его с должности между Балтиным и Ельциным состоялся следующий диалог.

Ельцин позвонил Балтину: «Шта ты там вытворяешь? Ну, тебя же просят, сдай к черту эту береговую инфраструктуру украинцам!».

На что Балтин ответил: «Товарищ Верховный Главнокомандующий, вы никогда не служили в армии, откуда вам знать, что такое флот? Вы что, думаете, флот – это лодочки и кораблики? Да без береговой инфраструктуры флот погибнет»

 

Ельцин стал орать в трубку: «Я приказываю – сдать!»

 

На что Балтин ответил: «Да пошел ты на... !».

 

И послал Ельцина на три весёлых буквы в увлекательное эротическое путешествие.
Ельцин выполнил требования Киева – в январе 1996 года Балтин был снят с должности.Черноморский флот был поделён. В мае 1997 года, в рамках заключения Большого договора о дружбе сотрудничестве и партнёрстве между Украиной и РФ, условия раздела флота, и все связанные вопросы были подписаны сторонами окончательно.

 

Украина получила 138 кораблей и судов обеспечения.
И в том, что большая часть кораблей, судов и инфраструктуры Черноморского флота остались России – главная заслуга адмиралов Чернавина, Касатонова и Балтина.Роль личности в истории такова, что на первый взгляд хаотические сцепления и переплетения якобы случайностей происходящих вокруг события личность своей волей организуют так, что внешняя сумятица исторических событий кристаллизуется в итоге в реалии, отвечающие интересам своего народа.

 

Именно такими личностями в истории России являются НАШИ адмиралы: Владимир Николаевич Чернавин, Игорь Владимирович Касатонов и Эдуард Дмитриевич Балтин.

 

P.S. Как говорится, «Бог шельму метит». В 2014 году по итогам «Русской весны» Украина практически лишилась всего своего флота, а из 17 тысяч моряков ВМСУ 12 тысяч остались служить России.

 

Андрей Романов

 

Источник Информер

 
 
 
Материалы по теме: