#ПОЗНАНИЕ

Из прошлого Российской империи (ЧАСТЬ 3)

 
Из прошлого Российской империи (ЧАСТЬ 3)
 
Один из персонажей советской литературной классики очень точно подметил:
 

Это выражение в равной степени относится не только к советской эпохи в истории России, а ко всей её истории.

Как, впрочем, и к истории всемирной.

Деньги представляют собой очень специфическое явление в истории человечества, собственно, вокруг которого вся история человечества, если можно выразиться, и «крутится». С различными вариациями, характерными для тех или иных этносов и эпох.

Деньги это: и товар, и продукт, и средство, и философия, и зависимость, и мироощущение, и смысл жизни, и цель существования и много что ещё, возбуждающее мозг и тревожащее душу.

Потому что равнодушных к деньгам среди людей – нет. Есть только разные у каждого из людей степени зависимости от них в устремлениях: «А на что их тратить?».

Но во все времена были люди, стремящиеся, если так можно выразиться безо всякой иронии, коллекционировать деньги в больших количествах. Так как формы такого коллекционирования разные – золото в сундуках, банкноты в мешках, цифры на банковских вкладах, недвижимость в камне, ценные бумаги в стопках и так далее – то обобщающее наименование такого коллекционирования звучит просто и понятно: умножение капитала или богатства.

В Российской империи были очень богатые, как отдельные люди, так и многовековые династии, владевшие колоссальным по меркам своего времени капиталами.

Немного отвлечёмся, а именно: существует устойчивое общественное мнение, что коллекционирование богатства и капитала, особенно в начальный момент такого увлечения, мол, всегда связано с деяниями, выходящими за рамки законов – как писаных, так и неписаных. Это не соответствует действительности. Потому что одно дело добыть/добывать деньги разбоем (украл – выпил – в тюрьму) и совсем другое управлять своими деньгами так, чтобы они способствовали их увеличению на протяжении десятилетий и столетий.

Общественное мнение понять можно: людей на планете/в государстве – очень много, а богатых среди них – крайне мало.

Общественное мнение ропщет, а почему так?

Ответ очевиден – так устроена человеческая цивилизации деяниями самих людей, а не происками инопланетян. Никто человечеству ничего не навязывал силой. Оно, человечество, всю свою историю пользуется только одной фундаментальной моделью общественно-социального устройства и его функционирования, в которой финансовое и имущественное неравенство в социуме является нормой.

При этом кондовое, то есть внутренне отношение самого человечества в самых потаённых уголках каждой человеческой души к данному устройству своего же человеческого общежития не оспаривается и не подвергается сомнению в том, что так и должно быть.

В этой модели богатыми и очень богатыми хотят стать 99,99% живших ранее, живущих сейчас и будущих жить в будущем людей. Просто у этого большинства не получается разбогатеть. По разным причинам.

Чего ж тогда роптать на тех, у кого это получилось, мол, чего ж они не делятся со всеми, как предлагал другой персонаж из также советской литературной классики:

Однако разбогатей сам товарищ Шариков – спешил бы он делиться со всеми?

Но вернёмся в Российскую империю и к её очень богатым людям. Естественно, уже бывшим.

Например, таким, как:

Пётр Смирнов, 1831-1898 («Смирновская водка»), его состояние «водочного короля» России оценивалось в 1895 году в 8,7 миллионов тогдашних рублей, что в цифрах 2000 года приблизительно составляло 4 миллиарда современных российских рублей;

Гавриил Солодовников, 1856-1901, владелец универсама «Пассаж» в Москве, состояние которого оценивалось в 1901 году в 21 миллион тех рублей, что в цифрах 2000 года приблизительно соответствовало 11 миллиардам современных российских рублей;

Алексей Алчевский, 1835-1901 (его именем назван город Алчевск на Донбассе), основатель крупнейших горнопромышленных заводов на Донбассе и нескольких банков. Состояние в 25 миллионов рублей в 1901 году, что в 2000 году составляло бы более 11 миллиардов современных российских денег.

И так далее…

И вернёмся не для того, чтобы в очередной раз пересчитывать деньги в их карманах или закромах, а для того, чтобы на примере одной из богатейших династий в истории Российской Империи вспомнить, как свои капиталы и богатства эта династия тратила не только на себя, но и на пользу России.

Они делились с обществом. Нет, не всем и не последним, но многим.

В отличие от «бендеров» и прочих «шариковых», стань бы те – и им подобные – баснословно богатыми…

И это была династия Строгановых.

Герб рода Строгановых – купцов, промышленников, баронов и графов

Герб рода Строгановых – купцов, промышленников, баронов и графов

По одной из существующих версий род Строгановых ведёт своё происхождение от новгородца Спиридона, современника Дмитрия Донского, упоминаемого в документах той эпохи с 1395 года. Спиридон – это имя, полученное после принятия таинства Крещения одним из татарских мурз, перешедших на службу к великому князю Дмитрию Донскому.

Когда этот Спиридон попал в одном из сражений в плен к татарам, то они, привязав к столбу: «Тело его исстрогали, а потом всего на части порубили и эти части разбросали».

Видимо, после этой жуткой казни потомки этого Спиридона и стали именоваться Строгановыми.

А начиналось всё с промысла соли, когда Аника Строганов основал торгово-промышленный дом солеваров в первой половине XVI века в городе Сольвычегодске, ставшем со временем своеобразной столицей строгановской вотчины.

Аника Строганов

Аника Строганов

В качестве справки: Сольвычегодск – небольшой городок в Котласском районе Архангельской области. Старое название Архангельска – Новохолмогоры.

На рубеже XVII-XVIII веков семейство Строгановых владело вотчинами общей площадью более 10 миллионов гектаров. А в начале XX века их владения по площади уступали только владениям Императора Николая II и многочисленному царскому роду Романовых в целом.

В итоге Строгановых в России по совокупности богатств и капиталов называли «первым после царя».

Именно Строгановы, выражаясь языком современным, за свои деньги спонсировали освоение Сибири. Они нанимали, вооружали и снабжали всем необходимым казаков под командованием завоевателя Сибири, атамана Ермака Тимофеевича. Да, Строгановы стремились в Сибирь за освоением новых, в том числе, и соляных промыслов, то есть искали выгоды для себя.

Но в итоге Сибирь стала не строгановской, а российской. Той самой для современной России территорией, о которой М.В.Ломоносов в своё время пророчески сказал: «Богатство России будет прирастить Сибирью».

Все же разговоры о том, что движение на Восток, за Урал было хаотичным и представляло собой исключительную самодеятельностью казаков, иных русских искателей приключений и прочей, так называемой, беглой от закона публики, не соответствуют действительности.

Просто бегать от закона или искать приключения на свою голову – это одно. А иметь возможность организованно противостоять с оружием в руках многочисленным кочевникам можно только при наличии вооружения и снабжения с целью окончательного захвата территорий не для своей шайки, а для державы, так вот для этой возможности необходимы были деньги. Которые и давали Строгановы.

И как знать, не вкладывали бы Строгановы свои капиталы в Ермака – приросла бы Россия Сибирью?

Здесь необходимо обязательно уточнить, а именно: не государство в лице царя Ивана Грозного спонсировало в начальный момент старт освоения Сибири, а делалось это на частные капиталы очень богатых людей Строгановых. Которые не были на 100% уверены в том, что у Ермака всё получится в лучшем виде и все их миллионные траты не вылетят, как говорится, в трубу. Могли бы денег и не дать…Но рискнули и дали, и принесли этим колоссальную пользу России, переоценить которую сегодня невозможно.

Сын Аники Фёдоровича Семён Аникеевич вместе с племянниками Максимом Яковлевичем и Никитой Григорьевичем принимали непосредственное участие покорении Ермаком Сибири.

Однако сегодня прохиндея-миллионера Бендера знают и помнят, а про Строгановых – напрочь забыли… Да, Бендер это собирательный образ. Но тем и печальнее, так как в этом образе отражается суть подавляющего большинства очень богатых людей в современной России, обеспокоенных, как и «великий комбинатор», лишь количеством белых штанов у себя в платяных шкафах.

Колоссальный вклад династия Строгановых внесла в культуру России, а именно – в искусство русской иконописи.

В истории и канонах русской иконописи понятие «строгановское письмо» занимает особое место. В Сольвычегодске Строгановыми была открыта собственная иконописная мастерская. Сначала иконы в этой мастерской писались исключительно для членов династии Строгановых и по заказу иных именитых людей не только из Сольвычегодска с просьбами к Строгановым посодействовать написанию той или иной иконы для их религиозных нужд: или для личных, домашних молелен или для украшения построенных на их средства храмов.

К моменту постройки в 1562 году в Сольвычегодске на средства Строгановых великолепного Благовещенского собора (на фото ниже), ставшего семейной усыпальницей Строгановых, количество иконописных мастерских увеличилось. В том числе и для работ по украшению внутреннего убранства самого собора.

Благовещенский собор в Сольвычегодске,  современный вид

Благовещенский собор в Сольвычегодске,

современный вид

Иконы, написанные в иконописных мастерских Строгановых, расходились по всей России. Иконы писались не только на досках из дорогих древесных пород, например, кипариса, но и на досках особо ценных с религиозной точки зрения. В частности ряд икон «строгановского письма» был написан на досках из гробниц ярославских чудотворцев Фёдора и Константина.

На всём протяжении XVI-XVII веков династия Строгановых построила по всей России много церквей, все из которых были богато украшены иконами, пышными иконостасами и великолепным внешним декором, получившим название строгановского барокко. Для росписи поверхностей внутренних стен церквей Строгановы часто приглашали лучших художников своего времени, в первую очередь – из Москвы.

Вот некоторые из храмов, построенных Строгановыми:

Церковь Рождества Богородицы в Нижнем Новгороде

Церковь Рождества Богородицы в Нижнем Новгороде

Церковь Казанской иконы Божией Матери, г.Устюжна, Вологодская область

Церковь Казанской иконы Божией Матери, г.Устюжна, Вологодская область

Но вернёмся к иконописи.

Специалисты период с 1580 по 1620 годы считают расцветом строгановской иконописной школы и называют иконы, написанные в это период, последними истинно русскими иконами, свободными от влияния непосредственно западных сюжетов и живописных течений в технике и манере исполнения.

Иконы строгановской школы отличались особой изысканностью и точнейшей детализацией не только в изображении основного сюжета, но и в написании элементов, если можно так выразиться, второго плана.

В качестве примера (на фото ниже) икона святого Никиты Готского:

Святой Никита Готский

Святой Никита Готский

Оригинал иконы хранится в Сольвычегодском историко-художественном музее. Св. Никита Готский, по преданию, принял мученическую смерть в 327 году за проповедь христианства среди своих соплеменников – готов.

На этой иконе очень хорошо видно, какое внимание в строгоновской школе иконописи уделялось тончайшей прописи деталей архитектуры, пейзажа, облачения центрального персонажа. Грань же, отделяющая небесную сферу (в правом углу центра иконы перед ликом святого) от земной отмечена волнистой линией. Со временем эта линия видоизменилась в последовательность (ряд) круглых облаков, получивших название «строгановские облака».

Эти облака иллюстрирует икона (на фото ниже) «Иоанн Предтеча в пустыне»:

Иоанн Предтеча в пустыне

Иоанн Предтеча в пустыне

В верхнем левом углу иконы находится небесная сфера, отделённая от земной теми самыми «строгановскими облаками», о которых сказано выше. Ангелы небесной сферы – их фигуры и одеяния – как, впрочем, и детали ландшафта пустыни со скудной растительностью и редкими деревьями позади и рядом с фигурой Иоанна Предтечи выписаны очень детально и скрупулёзно.

Иконы строгановского письма не столь велики по площади, скорее миниатюрны, но при этом поражают своей сложностью и, если можно так выразиться, многокомпонентностью из множества частей – гор, рек, животных, деревьев, – причём не на общем фоне, а отдельными локациями или, как говорят специалисты, – клеймами. Все части выписаны очень достоверно. Фигуры святых на обеих икон (как и на остальных) всегда несколько удлиненные, порой создавая впечатление, что они стоят на цыпочках.

Необходимо ещё отметить и тот интересный факт, что именно строгановские мастера стали применять… разделение иконописного труда!

Да, да – именно так. Над одной доской трудилось несколько человек, как на конвейере: один писал лики (личник), другой работал над пейзажами или одеждами (доличник), третий специализировался на изображении палат (палатник), четвёртый писал травы (травник) и так далее и тому подобное.

В целом тщательная проработка деталей художниками строгановской иконописной манеры, сложность композиций, многокомпонентные фоновые участки и прекрасно выполненные почти панорамные изображения рек, цветов, гор, птиц, животных с высокой степенью реалистичности, всё это оказало сильнейшее влияние на, например, иконописцев из Суздаля (суздальская школа иконописи). И в целом стало заметным и выдающимся явлением в иконописном наследии Руси.

Также в Сольвычегодске Строгановы собрали библиотеку, количество книг в которой уступало только библиотекам крупнейших монастырей России.

Многие представители строгановского рода служили России на высоких государственных должностях, но при этом были и известными меценатами.

Например, Александр Сергеевич Строганов (1733-1811) (на фото ниже): граф Священной Римской империи, граф Российской империи, действительный тайный советник 1-го класса, обер-камергер, член Государственного совета, сенатор, кавалер орденов Св. Андрея Первозванного, Св. Владимира I степени, почётный командор ордена Св. Иоанна Иерусалимского, президент Академии художеств, главный директор императорских библиотек и петербургский губернский предводитель.

Граф Александр Сергеевич Строганов

Граф Александр Сергеевич Строганов

Впечатляющий набор титулов и званий.

И при этом, как пишет биограф семьи Строгановых: «Первый русский вельможа-меценат, с большим художественным чутьём и вкусом, систематически собиравший произведения искусства. И сделавший очень много для русского искусства и как любитель, и как президент Академии художеств. Александр Сергеевич организовал галерею картин, написанных известнейшими художниками своего времени и более раннего периода; собрал обширную коллекцию эстампов, медалей и камней; с особым тщанием он относился к составлению библиотеки, которую по огромному числу находившихся в ней редких изданий считали одной из первых в Европе».

Александр Строганов всячески поддерживал молодых талантливых художников, многим оплачивая их учёбу за границей. Но при этом оставался истинным патриотом своей Отчизны

Именно Александру Сергеевичу Строганову обязана Россия постройкой (на фото ниже) собора Казанской Божией Матери в Санкт-Петербурге – этого шедевра храмовой архитектуры не только в России, но и во всё мире.

Собор Казанской иконы Божией Матери в Санкт-Петербурге

Собор Казанской иконы Божией Матери в Санкт-Петербурге

Своей энергией в течение 10 лет А.С.Строганов воодушевлял комиссию по строительству собора. Причём по его настоянию собор возводился только русскими зодчими и только из отечественных материалов. Расписывался собор только русскими художниками, а его внутренние интерьеры оформляли только русские мастера.

Кстати, архитектором проекта был Андрей Воронихин, которому в своё время Строганов оплатил получение полного профильного образования. 15 сентября 1811 года собор был торжественно освящен. 27 сентября 1811 года Александр Сергеевич Строганов скончался.

После победного окончания Отечественной войны 1812 года в соборе были размещены военные трофеи русских войск: ключи от 17 городов и 8 крепостей, 105 знамён и штандартов.

Рамки статьи не позволяют уделить внимание всем Строгановым, которые на разных поприщах радели на благо России. И вклад их – в целом – был огромен. Не только в сфере купеческой, промышленной и меценатской, но и на воинской службе.

Граф Павел Сергеевич Строганов (на фото ниже) в 1807 году стал кавалером орден Св. Георгия третьей степени за проявленное мужество на поле боя.

Георгиевский кавалер граф Павел Сергеевич Строганов

Георгиевский кавалер граф Павел Сергеевич Строганов

В период наполеоновских войн 23 мая 1807 года на реке Алле, приблизительно в 80 километрах от Кенигсберга, отряд под командованием графа Строганова воспрепятствовал соединению корпусов наполеоновских маршалов Нея и Даву.

Как это описал современник: «Граф Строганов оказал вчера отличный подвиг… Перейдя вплавь реку Алле, он мгновенно атаковал неприятеля, разбил его, положил на месте, по крайней мере, 1000 человек и взял в плен 4 штаб офицеров, 21 офицера и 360 рядовых… …Сам граф Строганов с командиром полка майором Балабиным 2, учинили главное нападение, где наиболее силы требовалось…

…Французы, не взирая на усилия свои и храброе сопротивление, были совершенно разбиты. Через час поле усеялось убитыми и бегущими искать своего спасения в ближние леса… …Весь обоз, в числе которого много находилось генеральских и офицерских экипажей; канцелярия Маршала Нея с секретарями, собственный его экипаж с казною и гардеробом; фуры, наполненные съестными припасами, вином и провиантом, множество рогатого скота отбитого у неприятеля, достались при сем случае в добычу храбрых казаков. Сверх того в обозе находилось двадцать пять штаб и обер-офицерских жён, которых страх во время нападения казаков сделал мёртвыми, но ласковый приём победителей и обнадеживания, разогнали ужас их, и успокоили в рассуждении будущей жизни…».

Победители ласковым приёмом «оживили мёртвых от страха» французских офицерских жён и всячески их «обнадёжили». Вот так.

А через 70 лет, в 1877 году, уже его внук, гардемарин минного катера «Авось» Сергей Александрович Строганов (на фото ниже), стал кавалером «Знака отличия военного ордена», то есть «солдатского Георгия» за участие в постановке мин у румынского порта Сулина.

Георгиевский кавалер граф Сергей Александрович Строганов

Георгиевский кавалер граф Сергей Александрович Строганов

Род Строгановых, так много сделавший для России, вышел не из князей или бояр, а, как говорится, из самых народных глубин. И 500 лет верой, правдой и не жалея собственной жизни служил Отечеству.

Строгановы изрядно помогали московским государям, как денежными средствами, так и содержанием за свой счёт ратных людей. За что Василием Шуйским в 1610 году были пожалованы особым званием «именитых людей».

В ходе Северной войны (1700-1721) значительные средства Строгановы предоставили царю Петру I и основали несколько «железноделательных» заводов на Урале. В 1722 году Строгановы были пожалованы баронским титулом, и с этого времени начинается их деятельность на ниве государственного управления в разных ипостасях.

В частности:

Александр Сергеевич Строганов принимал самое деятельно участие в законотворческих инициативах императрицы Екатерины II и за свои прилежания был пожалован графским титулом.

Павел Александрович Строганов был в круге самых ближайших советников императора Александра I.

Александр Григорьевич Строганов с 1839 по 1841 годы был министром внутренних дел, а с 1846 года являлся членом Государственного совета

Сергей Григорьевич Строганов (на фото ниже) попечитель Московского учебного округа с 1835 по 1847 годы и управляющий Московского университета.

Граф Сергей Григорьевич Строганов

Граф Сергей Григорьевич Строганов

Он лично отыскивал и финансово поддерживал талантливых преподавателей, посылал их за дополнительным образованием за границу, поощрял и всячески старался оградить от интриг дилетантов из числа завистников-коллег.

Будучи председателем Московского общества истории и древностей ежегодно С.Г.Строганов за свои личные деньги снаряжал археологические экспедиции в разные уголки России. И по итогам одной из таких экспедиций на юг Империи в Керчи было раскопано «скифское золото».

Именно он, сам прекрасно разбираясь в живописи, на свои средства создал ПЕРВУЮ российскую школу рисования, впоследствии ставшую Строгановским училищем.

Школа была бесплатной и открытой для талантливых детей совершенно вне зависимости от их социального происхождения.

Сегодня это «Московская государственная художественно-промышленная академия им. С.Г.Строганова». И так далее, и тому подобное на благо России вершили абсолютно все представители династии Строгановых

Однако и, увы, единственная смутная ассоциация у большинства современных граждан России, далёких от живописи и её истории, с фамилией Строгановых возможно возникает – и то не факт! – когда они слышат наименования одного из блюд русской кухни, а именно – «бефстроганов».

Да, те, у кого такая ассоциация всё-таки возникает, не ошибаются – «говядину по-строгановски», то есть блюдо из мелких кусочков скоблёного или нарезанного тушёного мяса в густом соусе, собственно сам «бефстроганов», изобрёл в середине XIX века повар одного из Строгановых, а именно графа Александра Григорьевича (1795-1891).

Кстати, граф А.Г.Строганов основал Новороссийский университет в Одессе, долгое время был генерал-губернатором Новороссии…

А что же нынешние «миллионщики» и «миллиардщики» в современной «демократической» России, так сказать, её «элита»?

Так, или британский футбольный клуб содержат, или американский баскетбольный клуб спонсируют, или вкладываются в гоночную автомобильную трассу в Германии, или соревнуются у кого поместье-дворец-яхта «круче».

 
 
 
Материалы по теме: