Экономический экзерсис: секрет Полишинеля Севморпорта раскрыт Следственным комитетом?

Буквально все СМИ трубили о предстоящей продаже активов с молотка, так как озабоочены стратегическим объектом морской транспортной инфраструктуры города.
Севморпорт 2019 год
В 2019 году подобное «лихорадочное» состояние также сотрясало общественное пространство, чиновникам приходилось давать наиболее правдоподобные версии происходящих событий.
Мария Литовко
В 2019 году на вопросы журналистов относительно возможной процедуры банкротства морского порта Севастополя отвечала заместитель губернатора Мария Литовко, которая курирует экономический блок: «Был такой риск в связи с долгами перед налоговой, но с учётом выделенной субсидии риск нивелирован».
В результате оздоровление экономического состояния Севморпорта в 2019 году вылилось в 54 млн. руб. Чтобы сократить расходы, было уволено 47 человек, включая 20 сотрудников пенсионного возраста.
Как тогда, так и сейчас Севастопольский морской порт не может свести концы с концами, так как, по одной из версий, тратит больше, чем зарабатывает.
Есть и другие предположения, связанные с неэффективной логистикой управления, например, из-за передачи причалов ГУПС «Севэлектротранс», порт не получает 140 млн. руб. выручки в год.
Подозрения, что финансовая несостоятельность морского порта Севастополя вызвана другими причинами, связанными с противоправными действиями руководства, также имели место быть, и в настоящий момент они обрели характер заявления Следственного комитета Российской Федерации по Республике Крым и городу Севастополю от 11 сентября 2022 года.
Следственный комитет
«В результате умышленных действий гендиректора Севастопольского морского порта и его заместителя поступившие денежные средства на общую сумму около 10 миллионов рублей были израсходованы на цели, не связанные с уплатой налогов. При этом задолженность предприятия, несмотря на имеющуюся возможность ее погашения, не была ликвидирована и по состоянию на 1 октября 2021 года составляла почти 23 млн. рублей.
Нарушение законодательства были выявлены Севастопольским линейным отделом полиции Крымского ЛУ МВД России на транспорте и Службой в городе Севастополе УФСБ России по Республике Крым и городу Севастополю.
В ходе следствия был проведен значительный объем следственных действий и экспертиз. В результате принятых органами следствия мер ущерб, нанесенный бюджетной системе Российской Федерации от совершенного преступления и неуплаченной недоимки на вышеуказанную сумму, обвиняемыми был полностью возмещен.
В настоящее время следователем Крымского следственного отдела на транспорте расследование уголовного дела завершено. С утвержденным обвинительным заключением оно направлено в суд для рассмотрения по существу», - сообщили в ведомстве.
Стоит отметить, что, какие бы действия не предпринимались со стороны правоохранительных органов, они имеют лишь «хирургическое» значение, и что будет дальше, неизвестно.
Для города и людей важно понимать, что этот старейший объект будет работать и процветать. А когда решатся все вопросы, связанные с решением военных задач, морские перевозки снова станут визитной карточкой для привлечения туристов.
Владимир Немцев
Во всяком случае, есть надежда, фабулу которой озвучил председатель Законодательного Собрания Севастополя Владимир Немцев: «Основная наша задача в решении проблем Севастопольского морского порта – сохранить все рабочие места, не допустить массовых увольнений. Считаю целесообразным в случае принятия каких-либо экономических решений, информировать об этом работников порта.
Представители Правительства Севастополя дали гарантии, что Севморпорт будет работать, все его сотрудники останутся и будут получать достойную зарплату. Такие цели есть в «дорожной карте» по жизнеобеспечению предприятия».
Павел Иено
Руководитель департамента транспорта Павел Иено также заверил горожан, что судьба Севморпорта в надёжных руках. Он сообщил, что существует план мероприятий по оздоровлению предприятия, и согласно поручениям Президента, все рабочие места будут сохранены. Кроме того, по его словам, порт не будет менять своё основное назначение.
Однако, в народе говорят, что слова к делу не пришьёшь, и стоит внимательно присмотреться к картине цифр, которые характеризуют экономическое состояние государственного предприятия «Севастопольский морской порт» в настоящий момент.
Уставной капитал предприятия - 1,1 млрд. рублей. Выручка за 2021 год - 166, 8 млн. руб., убыток -108, 8 млн. руб.
Финансовые показатели
Но это ещё не всё! У нашего морского порта долги по коммуналке, они висят тяжёлой ношей на шее государства и севастопольского бюджета, так как его собственник – департамент транспорта Севастополя.
Справка
Всегда ли было такое плачевное состояние у Севморпорта?
График выручек
График выручек предприятия говорит о том, что бывали и лучшие времена, а кривая спада пришлась на 2019 год, когда началась коронавирусная инфекция со всеми её ужасающими последствиями для экономики.
Какие можно сделать выводы из всего сказанного?
Они очевидны, и, сколько бы чиновники и депутаты не обещали, меры по оздоровлению экономики предприятия необходимо принимать в самые кратчайшие сроки. Они могут быть самыми неординарными, исключается лишь частная форма собственности, во всяком случае, это мнение общественности города. Создаётся такое впечатление, что Севастопольский морской порт попал в список «нелюбимого дитя», его опекают по остаточному принципу.
Есть также опасения, что данный актив может попасть в прогнозный план приватизации, и тогда Севастополь лишится прекрасного морского объекта, лучшие годы которого пришлись на советский период.
Секретов Полишинеля, скорее всего, ещё есть предостаточно, но в этом лабиринте загадок и таинственности, выделяется только одна зацепка.
«Cui prodest?» - кому выгодно? Об этом мы узнаем в самое ближайшее время...