#МИР

Дизайн-код Севастополя: как не утратить и к чему стремиться?

 
 
Дизайн-код Севастополя: как не утратить и к чему стремиться?
 
В марте 2023 года в Севастополе приступили к разработке дизайн-кода - документа, который содержит набор правил по организации визуального облика города.

В марте 2023 года в Севастополе приступили к разработке дизайн-кода - документа, который содержит набор правил по организации визуального облика города.

Первым в современной России дизайн-кодом принято считать проект студии Артемия Лебедева, созданный еще в 2014 году по заказу Москомархитектуры совместно с ГлавАПУ. Речь в документе шла об архитектурно-художественной концепции рекламно-информационных конструкций для Камергерского переулка, Воздвиженки, Нового Арбата, Тверской, в целом для 11 исторических улиц Москвы.

Разработка дизайн-кода Севастополя началась или продолжилась?
Разработка дизайн-кода Севастополя началась или продолжилась?

Дизайн - код Севастополя включает два основных смысловых блока. Первый – разработка дизайна адресных табличек, информационных конструкций и афишных стендов, формирование правил по их оформлению и установке.

Второй – создание практического руководства по работе с фасадами зданий.

Специалисты провели анализ городского контекста и особенностей застройки, систематизировали существующие информационные конструкции, сейчас анализируют типологию улиц, архитектурные элементы фасадов, работают с документами по охране объектов культурного наследия. Подготовленные материалы поступят на рассмотрение Архитектурно-художественного совета Севастополя, комментарии и мнения экспертов учтут в итоговой версии работы.

«Результат этой работы ляжет в основу нормативно-правовых актов, регулирующих вопросы внешнего облика фасадов и элементов навигации и информации. Также разрабатываемый дизайн-код будет браться за основу при принятии решений о согласовании архитектурно-градостроительного облика объектов», - разъяснил и.о. губернатора Севастополя Максим Жукалов.

Также необходимо решить ряд проблем, связанных с бессистемным размещением информационных конструкций и вывесок, разнородным окрашиванием фасадов, нарушением облика исторических зданий. Дизайн-код будет содержать иллюстрированную информацию – наглядную инструкцию, позволяющую профессионально оформить пространство, подчеркнуть уникальность места и объединить разрозненные элементы городской среды в единую систему.

«Разработка требований к вывескам, архитектурным элементам фасадов - один из приоритетов развития города. Дизайн-код - инструмент, который поможет подчеркнуть аутентичный образ Севастополя, создать комфортную и безопасную среду благодаря снижению визуального шума, приведению в порядок внешнего облика зданий», - также уточнил и.о. вице-губернатора.

Опять же, по его словам, документ ляжет в основу нормативно-правовой базы, которая, в отличие принятых ранее правил землепользования и застройки (ПЗЗ), будет регламентировать именно архитектурные решения, в том числе ландшафтные.

Не поздновато ли начали заниматься этой проблемой, или снова хотим миллионы освоить и положить ещё один документ на полку?

На разработку дизайн-кода в 2017 году были потрачены миллионыНа разработку дизайн-кода в 2017 году были потрачены миллионы

В 2017 году уже заключали миллионный контракт на разработку дизайн-кода Севастополя, но его никто не видел. А бывшего губернатора Дмитрия Овсянникова уже не спросишь.

Депутат севастопольского парламента Елена Глотова на майской сессии поднимала проблему несоответствия проектной документации, которую выполняют специалисты на основании гугл - карты и без всякого дизайн - кода, в результате чего процесс строительных работ хромает на обе ноги.

Непонятно, чем вообще руководствуются застройщики, если из базовых документов, которые регламентируют общую концепцию архитектурного облика Севастополя, у нас как бы и нет.

Да, есть правила застройки и землепользования, которые были приняты благодаря губернатору Михаилу Развожаеву, ведь до него была вообще полная вакханалия – кто в лес, кто по дрова… А Генеральный план Севастополя всё ещё мусолят, никак не примут, всё какие-то причины мешают…

Правила застройки и землепользования – документ строительного зонирования, в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений, применительно к территории, расположенной в границах указанных внутригородских муниципальных образований: Ленинского, Гагаринского, Нахимовского, Балаклавского и города Инкермана.

Но каким конкретно должен быть облик Севастополя, и каким его мы его оставим нашим детям, а также на что будут ориентироваться потомки, хотелось бы знать уже сейчас. Ведь те принятые каноны архитектуры, которые ранее позволяли называть Севастополь «белокаменным», начали стремительно размываться пришлыми идеями застройщиков с «северным» мышлением - отсюда у нас разноцветные дома, которые принято строить в холодных регионах.

Кто выполняет проект дизайн-кода Севастополя

Работу по разработке дизайн-кода ведёт ГАУС (Государственное автономное учреждение Севастополя) «Научно-исследовательский и проектный институт градостроительства, архитектуры, изысканий и среды» (на языке официальных документов это называется так: «институт является исполнителем мероприятия»), а разработчиком дизайн-кода стало московское консалтинговое бюро «Атлас».

Александра Сытникова - единственный учредитель и директор «Атласа», партнёр КБ «Стрелка» и бывшая начальница управления Генплана Москвы Москомархитектуры.

Генеральный директор консалтингового бюро «Атлас» Александра Сытникова в беседе с BFM.ru призналась, что для неё лично это особенный проект. «Крым - моя малая родина, и я рада, что профессиональные задачи совпадают с возможностью внести личный вклад в повышение безопасности и улучшение архитектурного облика Севастополя», - рассказала эксперт.

Также она уточнила, каким способом будет оформлен проект дизайн-кода: «Документ будет содержать иллюстрированную информацию, позволяющую профессионально оформить пространство, подчеркнуть уникальность места и аутентичный образ Севастополя, объединить разрозненные элементы в единую систему для создания комфортной и безопасной городской среды».

Посыл понятен – Москва держит на контроле облик Севастополя, но застройщики мало об этом задумываются, когда выполняют свои проекты.

Камышовое шоссе, СевастопольКамышовое шоссе, Севастополь

Такие красивые домики может где-то в другом городе смотрелись бы аутентично, но только не в Севастополе.

Хранители дизайн-кода Севастополя - а по простому облика Севастополя и его неповторимой уникальности, хорошо представляют, каким он должен быть, и тому пример микрорайоны города, где постройки выполнены в светлых тонах

Севастополь, ул. Маячная. Интерстрой.Севастополь, ул. Маячная. Интерстрой.

Возможно, это утопия, строить дома исключительно в светлых тонах, но во всяком случае, об этом надо помнить на начальном этапе проектирования, чтобы не впадать в крайности.

Севастополь и сегодня прекрасен, несмотря на шальную инициативу застройщиков «застолбиться» и построить невесть что, лишь бы вложить деньги.

В прошлом веке, несмотря на то, что люди жили во многом беднее, чем сейчас, улицы и дома выглядели прекрасно. Во время войны Севастополь был разрушен на 98%.

Московские архитекторы предлагали часть исторических улиц Севастополя снести и сделать там, например, большую площадь для парадов. Владимирский собор попадал под снос, часть улицы Большая Морская, часть Приморского бульвара.

Однако, местные архитекторы настояли на том, что основные пропорции Севастополя должны остаться на прежнем месте, а город нужно восстанавливать по плану его довоенной архитектуры, а также с расширением границ.

Площадь А.С. Пушкина, 1969 год. СевастопольПлощадь А.С. Пушкина, 1969 год. Севастополь

В 50-е годы прошлого столетия Севастополь был полностью восстановлен с учётом памяти о Первой Обороне Севастополя – улицам и площадям вернули их исторические названия.

Таким образом, у любого города есть шанс оставаться со своим лицом - без утопических проектов с миллионными тратами на рисование безликих картинок.

А также без пошлого стремления «осовременить» пространства, «одевая» их в стекло, плитку и бетон, не вдумываясь в предназначение и благородную миссию любого русского города – быть малым или большим форпостом в историческом контексте укрепления и процветания России.

 
 
 
 
 
 
Материалы по теме: