#МИР

Чем новые регионы станут для России – драйвером роста экономики или обузой?

 
 
Чем новые регионы станут для России – драйвером роста экономики или обузой?
 
В сентябре в состав России вошли новые регионы: Херсонская, Запорожская области, ДНР и ЛНР. Чем новые регионы станут для России – драйвером роста экономики или обузой?
 
Напомним, что территория Херсонской области составляет 28 461 км², протяжённость с севера на юг — 180 км, с запада на восток — 258 км. Область расположена в степной зоне, на нижнем течении реки Днепр, который разделяет область на две части — правобережную и левобережную, которую также называют Северной Таврией.
 
Главной особенностью географического расположения является выход к Азово-Черноморскому бассейну и Днепровской водной магистрали. Это открывает широкие возможности для дальнейшего развития морских и речных перевозок, индустрии отдыха, а также сельского хозяйства.
 
Численность населения области на 1 января 2020 года составляла 1 027 913 человек, в том числе городского населения 631 317 человек, или 61,4 %, сельского — 396 596 человек, или 38,6 %.
 
В главном городе области — Херсоне — проживало на 1 января 2019 года 289 тыс. постоянных жителей, а в границах горсовета, включая населённые пункты, подчинённые райсоветам города — 330 и 334,5 тыс. человек соответственно.
 
Основой экономики области является сельское хозяйство. Херсонская область имеет значительный потенциал развития сельскохозяйственного производства, большие площади сельскохозяйственных угодий с плодородными землями (1968,4 тыс. га, в том числе 1770 тыс. га пашни).
 
Это создает необходимые природные предпосылки для производства значительных объёмов растениеводческой и животноводческой продукции. Херсонская область — важный регион по выращиванию качественного продовольственного зерна озимой пшеницы, кукурузы, риса, подсолнечника.
 
Регион имеет значительные площади орошаемых земель, что позволяет выращивать овощебахчевые культуры и виноград.
 
Наличие развитой перерабатывающей промышленности позволяет перерабатывать произведенную продукцию непосредственно в области, тем самым снижая затраты на её транспортировку и предотвращая отток доходов в другие регионы.
 
Выгодное географическое положение, относительная близость важных рынков стран СНГ и Ближнего Востока позволяют Херсонской области экспортировать значительные объёмы производимой сельскохозяйственной продукции.
 
Потенциально область имеет возможность выращивать ежегодно не менее 2 млн тонн продовольственного зерна, 1 млн тонн овощебахчевой продукции, 35 тыс. тонн риса, 100 тыс. тонн плодов, 50 тыс. тонн винограда и другую продукцию.
 
Отметим также, что Херсонская область была тесно связана с Крымом, фактически составляя единый экономический район. Из области в Крым поставлялась сельхозпродукция, а также вода для орошения степных районов полуострова.
 
На данный момент часть территории Запорожской области, включая административный центр — Запорожье, поэтому мы остановимся только на экономическом потенциале тех территорий региона, которые уже находятся под контролем России.
 
Запорожская АЭС была построена в 80-ых годах. С момента ввода в эксплуатацию шестого энергетического блока в 1996 году, АЭС стала крупнейшей атомной станцией в Европе и третьей в мире с установленной мощностью почти 6 тысяч МВт.
 
Ежегодно станция генерирует около 40 млрд кВт·ч электроэнергии, что составляет пятую часть общегодового производства электроэнергии на Украине и половину производства электричества на украинских атомных станциях.
 
До 2014 года электроэнергия с Запорожской АЭС поступала в том числе и в Крым. Учитывая тот факт, что производство электроэнергии на АЭС намного дешевле, чем на других, возобновление поставок электричества в Крым позволит серьезно снизить затраты на электроэнергию для промышленности и населения.
 
В городе Мелитополь расположены крупнейшее украинское локомотивное депо и легендарный ЗАЗ (тут выпускают коммерческие грузовики), в Бердянске — кабельный и резиновый заводы.
 
Мелитопольский завод автотракторных запчастей специализируется на выпуске запасных частей и узлов к сельскохозяйственной технике (комбайнам, жаткам, тракторам), компрессорам и автомобилям.
 
Россия также получила под контроль несколько крупных портов на Азовском море — Бердянск и Скадовск, которые находились в упадке, но сейчас они получат новую возможность внедриться в единый экономический комплекс России.
 
Это, так сказать, справочный материал. А вот, что мы имеем в реальности.  После оставлении Херсона в ноябре, Россия потеряла контроль над 25% территории Херсонской области.

«Мы потеряли территории примерно 25%. Правый берег Херсонской области был традиционно и природно - там был основной промышленный и перерабатывающий потенциал, порты и все остальное было в основном на правом берегу», - заявил врио губернатора Херсонской области Владимир Сальдо.

Таким образом, весь промышленный потенциал Херсонской области уже полностью потерян. Конечно же, мы надеемся на то, что рано или поздно в Херсоне снова будет восстановлена российская власть. Но в каком состоянии город достанется российским войскам? 
 
Напомним, что в феврале 2022 года Херсон был взят практически без боя и разрушений в городе не было. Однако, с июня украинские войска наносили артиллерийские удары по городу, что привело к значительным разрушениям в Херсоне, прежде всего, инфраструктурных объектов. 
 
Сейчас позиции украинских войск в Херсоне обстреливаются уже российскими войсками, что явно не лучшим образом сказывается на состоянии города. 
 
Еще более худшая ситуация складывается в освобожденных городах Донбасса, — в Северодонецке, Лисичанске и многих других. Практически вся инфраструктура Попасной, крупнейшего железнодорожного узла, полностью разрушена. Для того, чтобы ее возродить понадобятся годы.
 
Есть и еще одна проблема — это миграция населения. Можно, конечно же, ориентироваться на статистические данные о том, что в новых регионах живет около 6 млн человек. Но это было раньше. А сколько сейчас живет в этих регионах? И это не праздный вопрос, ведь для того, чтобы возродить из руин город, необходимы не только строители, но и жители, причем жители трудоспособного возраста.
 
Запорожская АЭС уже не работает. Да, запустить ее не составит больших проблем. Но это сейчас. А в каком состоянии она будет находиться к окончанию войны? Не зная этого, просто невозможно подсчитать ни время, ни деньги, необходимые для ее восстановления.
 
Впрочем, в любом случае эффект от присоединения новых регионов будет, он заключается, прежде всего, в производстве сельскохозяйственного рынка. Для его работы не требуется больших ресурсов и капиталовложений.
 
Но говорить об этом можно будет только после окончания СВО, подсчета и оценки экономического ущерба, понесенного регионами в ходе боевых действий.
 
 
 
 
 
 
Материалы по теме: