#МИР

Больной вопрос самой здоровой сферы Севастополя

 
Больной вопрос самой здоровой сферы Севастополя
 
18 октября текущего года Заксобрание Севастополя заслушало информацию о ходе реализации национальных проектов в городе за второе полугодие 2022 года и первое полугодие текущего года. С соответствующим докладом выступил начальник управления проектной деятельности Севастополя Евгений Бодякин.
 
По его словам, в прошлом году осуществлялась реализация 47 региональных проектов по 12 национальным проектам/программам: «Демография» (5 региональных проектов), «Здравоохранение» (7 региональных проектов), «Образование» (7 региональных проектов), «Жилье и городская среда» (5 региональных проектов), «Экология» (2 региональных проекта), «Безопасные качественные дороги» (3 региональных проекта), «Производительность труда» (2 региональных проекта), «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» (3 региональных проекта), «Международная кооперация и экспорт» (3 региональных проекта), «Цифровая экономика Российской Федерации» (5 региональных проектов), «Культура» (3 региональных проекта), «Туризм и индустрия гостеприимства» (2 региональных проекта).
 
Как оказалось, хуже всего дела обстоят с нацпроектом в сфере здравоохранения. Проблема заключается в отсутствии медицинских кадров.
 

Для изменения ситуации власти увеличили набор студентов-медиков в рамках целевого обучения, открыли профильные классы в школе, а также занимаются реализацией программы «Земский доктор» и дополнительными выплатами медперсоналу.

Кадровый дефицит в медицине, согласно отчету Контрольно-счётной палаты «Оценка эффективности использования бюджетных средств, выделенных в 2019-2022 годах на предоставление дополнительных мер государственной поддержки работникам государственных учреждений здравоохранения города Севастополя», возможно устранить, построив ведомственное жилье и предоставив льготную ипотеку для медицинских работников.
 

Департаменту здравоохранения, в свою очередь, рекомендуется провести аудит «системы управления медицинскими кадрами, установить причины кадрового дефицита, подготовить предложения по их устранению в разрезе каждой медицинской организации с определением ответственного за кадровую политику».

В документе говорится, что в Севастополе уровень удовлетворённости медицинской помощи в 2022 году по сравнению с 2019 годом (63,9 процента) снизился на 12,9 процентного пункта и составил 51 процент, что ниже планового значения (67 процентов).

Рост дефицита врачебных кадров в период с 2019 года по 2022 составил 27 процентов (с 478,75 до 608 единиц должностей), дефицита кадров среднего медицинского персонала – 54,2 процента (с 652,75 до 1 006,5 должности).

Мера поддержки медперсонала «как возмещение расходов на наём жилых помещений предоставляется лицам, не являющимися медицинскими и фармацевтическими работниками».

Утверждённая штатная численность медицинских работников не соответствует рекомендованным нормативам, что не позволяет оказывать медицинскую помощь в соответствии с порядками её оказания.

Обеспеченность медицинскими кадрами на 10 тысяч человек населения не соответствует установленным показателям. Показатель укомплектованности за три года снизился врачами на 3,4 процента, средним медицинским персоналом – на 8,1 процента.

Фактический дефицит врачей-педиатров участковых в городе Севастополе с учётом рекомендуемых нормативов составил в 2022 году 51,25 должности, что практически в 2,5 раза превышает дефицит согласно штатному расписанию. Фактический дефицит врачебных кадров участковой службы в 2022 году в сравнении с 2019 годом (91,25 должности) вырос на 33,4 процента и составил 121,75 должности.

По данным аудиторов Контрольно-счётной палаты, население Севастополя крайне недостаточно обеспечено аллергологами-иммунологами, гематологами, генетиками, колопроктологами, нефрологами, пульмонологами, ревматологами, урологами-андрологами, эндокринологами, так как их количество на 20-80 % ниже нормативных показателей. Отсутствуют онкологи детские, врачи по медицинской реабилитации, радиологи. Дефицит кадров выявлен среди врачей гастроэнтерологов, кардиологов, неврологов, онкологов, офтальмологов (до 20 %).
 
В поликлиниках более чем на 50 % не хватает детских врачей кардиологов, врачей по медицинской профилактике. Другой проблемой является текучесть врачебных кадров, что усугубляет кадровый дисбаланс. За 2022 год из медицинских учреждений, подведомственных Департаменту, уволилось 21 % врачей, а вновь трудоустроилось 21,2%.
 
Рост дефицита врачей-специалистов, оказывающих медицинскую помощь больным с ССЗ (сердечно-сосудистых заболеваний) и онкологией в амбулаторных условиях, не позволяет эффективно выявлять заболевания на ранней стадии, поддающиеся лечению, и, соответственно, негативно влияет на снижение смертности от ССЗ и онкологических заболеваний.
 
Нагрузка на одного врача-терапевта участкового в 2022 году составила 3 488 человек, что в 2 раза превышает рекомендуемую (1700 человек прикрепленного взрослого населения), и также создало риски снижения доступности и качества первичной медико-санитарной помощи взрослому населению.
 

Специалисты КСП приводят яркий пример негатива от нехватки кадров: по причине отсутствия специалистов 12 единиц высокотехнологичного оборудования, приобретенного в рамках реализации национального проекта «Здравоохранение», стоимостью 26,5 млн рублей в 2019 — 2022 годах для оказания медицинской помощи не использовались.

Уточняется, что кадровый дефицит медицинских работников в системе государственного здравоохранения города Севастополя является катализатором для других проблем в этой сфере, которые связаны с хамством медицинских сотрудников, наличием большого количества «живых» очередей непосредственно перед кабинетами врачей, а также увеличением количества случаев халатности врачей и врачебных ошибок.
 
Согласно отчету, основной причиной оттока кадров называется отсутствие служебного жилья у медработников. В частности, предусмотренное строительство жилого дома для работников здравоохранения (срок исполнения 2022 год) не реализовано. Также, как и не предоставляются выплаты на приобретение жилья.
 

24 октября губернатор Севастополя Михаил Развожаев провел выездное совещание на месте строительства медицинского кластера. На Камышовом шоссе возводят больницу скорой медицинской помощи (БСМП) и многопрофильный лечебно-диагностический корпус онкологического диспансера.

Оба учреждения строятся в рамках госпрограммы социально-экономического развития Республики Крым и города Севастополя. Заказчиком выступает «Единая дирекция капитального строительства», генеральным подрядчиком — ООО «РТ-СоцСтрой».

 

Согласно проекту, оба медучреждения будут включать по пять корпусов. В них будут расположены приёмные отделения, операционные блоки, стационары, диагностические и лабораторные службы, а также пищеблоки. Сейчас на объектах работают порядка 170 человек; на площадках появились башенные краны, в ближайшее время подрядчик увеличит количество рабочих, благодаря чему темпы строительства увеличатся.

Михаил Развожаев отметил, что строительство пока ведется с отставанием, к которому привели длительные корректировки проектов и пересмотр смет, обусловленный существенным подорожанием строительных материалов. К настоящему времени, подчеркнул губернатор, эти работы полностью завершены, стоимость контрактов больше пересматриваться не будет.

«Обе больницы должны быть сданы в 2025 году. Это означает, что все строительно-монтажные работы должны быть закончены в 2024 году, затем медучреждения оснастят оборудованием, и они начнут прием пациентов. Сегодня генеральный подрядчик и субподрядчики на обоих площадках подтвердили, что эти сроки реальные.

Поэтому сейчас будет составлен реальный график с обратным отсчётом, чтобы на конец 2024 года мы вышли на завершение строительства.

Если графики будут нарушаться — значит, будут приниматься меры к подрядчикам вплоть до пересмотра соглашения и разрыва контракта. Надеюсь этого не произойдёт, потому что мы уже прошли большой путь с ООО «РТ-СоцСтрой», и сегодня у компании уже есть все возможности и условия для того, чтобы эффективно сделать работу и построить две долгожданные больницы», - сказал Михаил Развожаев.

Как сообщил руководитель проектов ООО «РТ-СоцСтрой» Михаил Шевченко, сегодня объекты находятся на стадии завершения строительства цокольных этажей, эти работы завершены на 70%. Ускорить темп генподрядчик планирует за счет увеличения количества рабочих.

«Далее мы выходим на стены, перекрытия и параллельно будем заниматься архитектурой и монтажом инженерного оборудования. В связи с сокращением сроков планируется задействовать большее количество людей, чем заявлено в проектной документации: на монолитных работах будет до 250 человек, а в пиковый период, когда будет идти строительная часть, отделочные работы и монтаж инженерного оборудования, планируется привлечь до 400 человек», - уточнил он.

Михаил Развожаев поручил создать в строящемся медицинском кластере штаб, в который войдут представители «Единой дирекции капитального строительства», управления государственного строительного надзора и экспертизы города Севастополя и федерального автономного учреждения «РосКапСтрой», которое курирует проведение работ. Губернатор Севастополя уточнил, что создание штаба необходимо для оперативного решения вопросов и исключения бюрократических задержек.

«Это контракт 2021 года, и пока решались документальные и финансовые вопросы с удорожанием стройматериалов, сроки уже были затянуты. Сейчас все нюансы учтены, и теперь никакого расслабленного отношения ни у заказчика, ни у подрядчика быть не может. Объект приоритетный, в 2025 году он должен быть сдан», - резюмировал глава региона.

Если важные для севастопольцев объекты все-таки будут построены, то там тоже нужны будут медицинские кадры. Как этот вопрос будут решать власти Севастополя, как и чем будут привлекать специалистов в регион - покажет время.

 

 

Источник Информер

 
 
 
 
Материалы по теме: