Бизнес-секреты: за год траты россиян на санатории выросли на 18%

57% от всех бронирований приходится на взрослые пары без детей, 24% — на одиночных туристов, 15% — на семьи с детьми.
В 2024 году санатории получили от россиян 2,2 трлн рублей
C января по ноябрь 2024 года россияне потратили на услуги санаториев почти 2,2 трлн рублей. Это на 17,5% больше, чем в тот же период годом ранее. Причины роста — в удорожании стоимости путевок и повышении спроса потребителей на санаторный отдых.
Наибольший объем трат в 2024 году приходится на санатории Краснодарского (55 млрд рублей) и Ставропольского краев (36 млрд рублей), Крыма (13,8 млрд рублей), Московской области (12,2 млрд рублей) и Татарстана (9,6 млрд рублей). Во многом такой объем платных услуг объясняют количеством санаториев в каждом из регионов и популярностью южных направлений для отдыха у россиян.
Активнее всего россияне пользуются услугами санаториев в теплое время года — в июле и августе. В 2024 году в эти месяцы посетители здравниц отдали за услуги по 30 млрд рублей. Суммарно за лето 2024 года объем услуг в санаториях составил 82,6 млрд рублей. Это на 70% больше, чем траты в весенние месяцы (48,6 млрд), и на 11% больше, чем осенью (74,6 млрд).

Владельцы малого и микробизнеса в 1,5 раза чаще открывали санатории
По данным реестра МСП, в 2024 году зафиксировано 89 ИП и компаний, открывших бизнес в сфере санаторного отдыха. Это наибольший показатель за последние 5 лет. С 2020 по 2023 год он не превышал 56 новых предприятий ежегодно. По сравнению с данными за 2023 год показатель вырос на 74,5%. Но из-за относительно небольшого количества новых санаториев это не позволяет судить о существенном приросте в целом по отрасли.
В выборку попали ИП и компании, для которых санаторные услуги — основной вид деятельности. Всего на январь 2025 года в реестре МСП 843 ИП и компании микро- и малого бизнеса с основным ОКВЭД 86.90.4 «Санатории, санатории-профилактории, курортные поликлиники, грязе- и бальнеологические лечебницы, детские санаторные лагеря».
И все же положительная динамика подтверждает тренд, что санатории в целом становятся более популярным типом отдыха у россиян.

Согласно данным «Островка», санатории пользуются наибольшим спросом среди пар без детей и соло-туристов. В 2024 году спрос у одиночных путешественников на размещение в таких объектах вырос на 25% относительно 2023 года, у пар без детей — на 10%.
Структура бронирований в российских санаториях по составу туристов выглядит так:
- соло-туристы — 24%;
- семьи с детьми — 15%;
- компании от трех взрослых — 4%.