#МИР

Банки, верните деньги

 
 
Банки, верните деньги
 
Президент России Владимир Путин поручил правительству РФ совместно с Центробанком рассмотреть до 1 июля возможность создания механизма выплаты банками и кредитными организациями компенсаций гражданам, у которых мошенники украли деньги со счетов. Об этом  сообщается в поручении президента опубликованному на сайте Кремля.
 
«Правительству Российской Федерации совместно с Банком России рассмотреть вопрос о создании механизма выплаты банками и иными кредитными организациями компенсаций клиентам, денежные средства которых были похищены в результате мошеннических действий, и при необходимости представить предложения по внесению соответствующих изменений в законодательство РФ», — отмечается в поручении. 
 
Напомним также, что в Госдуму внесен законопроект № 197920-8 об обязанности банков и операторов по переводу средств возмещать клиентам деньги, которые сняли с их счетов мошенники. Для переводов внутри России компенсация должна быть выплачена за 30 дней, для трансграничных - за 60 дней.
 
В настоящее время законопроект еще не принят, но вернуть свои деньги возможно на основании решения Верховного суда РФ.
 
В нем говорится, что банк, в отличие от клиента, является профессиональным участником правоотношений, поэтому обязан соблюдать принципы добросовестности, разумности и осмотрительности.
 
Данное решение Верховного суда вынесено по делу гражданина, у которого злоумышленники похитили телефон и, воспользовавшись этим устройством, оформили кредит, а деньги вывели через подставные счета. Банк отказал своему клиенту в аннулировании долга, потерпевший дошёл до Верховного суда РФ, который указал, что виновником возникшей ситуации является не клиент, а банк.
 
Как отмечается в решении суда, банк не смог подтвердить, каким образом он согласовал с клиентом параметры якобы запрошенного им кредита.
 
Во-вторых, «кредитная сделка» произошла в подозрительное время — с 4 до 5 утра, а зачисленные банком кредитные средства тут же были переведены на счета третьих лиц и банк эту операцию позволил.
 
В-третьих, после кражи телефона гражданин предпринял разумные меры, чтобы предотвратить мошеннические действия со своим счётом (сообщил в службу поддержки банка, заблокировал сим-карту), а кредитное учреждение ничего не предприняло для защиты его средств.
 
Таким образом, в случае обнаружения факта хищения денег со счёта необходимо обращаться в ближайшее отделение своего банка с заявлением о блокировке счёта и просьбой отозвать перевод.
 
Но при этом необходимо учитывать следующие моменты:
 
- если у вас украли телефон, необходимо подать заявление в полицию о краже и обязательно заблокировать не только карточные счета, но и сим-карту, с помощью которой была совершена незаконная операция;
 
- после обращения в полицию следует лично прийти в банковское отделение и написать заявление с просьбой отозвать операцию по переводу средств с вашего банковского счёта в связи с её незаконностью, к этому обращению стоит приложить копию заявления в полицию;
 
- если злоумышленники оформили на вас кредит, следует написать ещё одно обращение — с просьбой отменить кредитные операции в связи с отсутствием факта согласования условий кредитного договора.
 
Проблема заключается в том, что банки, как правило, отказываются аннулировать перевод или кредитный договор, ссылаясь на то, что действие по счёту было совершено при помощи удалённого банкинга, а это возможно только либо с согласия клиента, либо вследствие нарушения правил хранения кодов доступа. И потому банк якобы не несёт ответственности за финансовые потери недобросовестного клиента. 
 
 
 
 
 
Материалы по теме: