#МИР

Авторынок России: Худшие времена позади?

 
 
Авторынок России: Худшие времена позади?
 
Автомобильный рынок России считается одним из самых пострадавших из-за западных санкций. Практически все западные компании либо уже покинули Россию. либо полностью свернули производство и готовятся к уходу.
 
Нишу ушедших компаний стремительно занимает китайская продукция и отечественный автопром, но и они не могут полностью закрыть дыру, образовавшуюся на рынке. Частично это связана с высокими ценами на аналоги западных автомобилей, а частично с позиций самих россиян, которые отныне не спешат вкладываться в покупку железного коня.
 
Впрочем, после почти годичного падения, ситуация. по мнению экспертов, начинает исправляться, и если до света в конце туннеля еще далеко, то и до дна тоже. 
 
Так, по данным Национального бюро кредитных историй (НБКИ), в январе-сентябре 2022 года выдано автокредитов на сумму 494,6 млрд руб. или на 40,7% меньше, чем за аналогичный период прошлого года (834,3 млрд руб.). При этом по сравнению с 9 месяцами «пандемийного» 2020 года объем выданных автокредитов в текущем году также немного сократился – на 6,6% (в январе–сентябре 2020 года – 529,9 млрд. руб.).
 
«Выдача автокредитов в этом году похожа на ситуацию 2020 года с его «карантинной» весной, Так, объемы выданных кредитов на покупку автомобилей в текущем году совсем немного уступают «пандемийному» 2020 году. Но в сравнении с прошлым годом падение выдачи в этом сегменте весьма существенно, и объясняется не только ростом рыночных ставок в марте-апреле, но и общим дефицитом новых автомобилей.
 
При этом необходимо учитывать тот факт, что поддержку сегменту автокредитов и всему авторынку оказывает возобновившаяся в июле государственная программа льготного автокредитования. В целом, банки продолжают придерживаться консервативного подхода при кредитовании граждан, и выдают автокредиты тем из них, значение Персонального кредитного рейтинга (ПКР) которых находится на высоком уровне», — отмечает директор по маркетингу НБКИ Алексей Волков. 
 
Однако, худшие времена, по мнению экспертов, когда с мая по июль продавалось менее 30 тысяч новых машин в месяц, уже позади. Но позади ли?
 
Если еще в сентябре фиксировался уверенный рост, когда продажи начали приближаться к 50 тысячам, в уже октябре он резко прервался.
 
Продажи легковых автомобилей за октябрь упали на 62,8% по сравнению с октябрем 2021 года. 
 
В лидерах падения:
 
- Volkswagen (–100%);
- Volvo (–99%);
- Lexus (–99%);
- Land Rover (–98%);
- Toyota (–98%);
- Mitsubishi (–98%);
- Porsche (–96%).
 
Причины такого падения не совсем понятны. Некоторые винят в этом частичную мобилизацию, другие же, — заоблачные цены в автосалонах, третьи считают, что в рамках стратегии экономии, россияне просто предпочитают ездить на старых автомобилях.
 
В итоге, по данным экспертов в 2022 года в России будет продано не более 450-500 тыс. автомобилей, что в три раза меньше, чем за «ковидный» 2020-й, когда реализовали 1,6 млн машин.

Автодилеры пугают потенциальных покупателей исчезновением западных автомобилей к концу года. но если посмотреть на вышеприведенный список лидеров по падению спроса, то он весь состоит из западных брендов. Но почему?
 
У покупателей есть свое объяснение положения дел на российском авторынке. В феврале, воспользовавшись паникой, автодилеры вздули цены на западные бренды, что естественно привело к оттоку потенциальных покупателей, которые предпочитают покупать поддержанные авто ли же китайские машины, хотя и в этом сегменте рынка цены заметно выросли. Основной интерес у покупателей вызывают автомобили не старше трех лет, так как их рассматривают как альтернативу новым, которые стоят на порядок дороже.
 
Так что, плачевно обстоят дела только у западных производителей, и если обратится к той же статистики, то основная часть продаж на российском авторынке пришлась на три модели, которые выпускает сейчас Волжский автозавод: Granta (13 421 штука), Niva Legend (2133) и Niva Travel (1306).
 
Китайский Haval, хотя и показал отрицательный результат, но он составляет всего -2%.
 
Таким образом, несмотря на падение продаж, автомобильный рынок России продолжает постепенный выход из кризиса, наращивая выпуск машин. Как отмечают эксперты, именно «АвтоВАЗ», а также китайские производители переформатируют автомобильный рынок, занимая место некогда популярных западных брендов.
 
И с этим и связаны чудеса статистики. Продажи автомобилей действительно падают, но падают за счет обвала продаж западных брендов, тогда как отечественный автопром и китайцы, скорее стагнируют.
 
Проще говоря, россияне предпочли или же вовсе отказаться от покупки автомобиля, или же перейти на российский автопром. Те же покупатели, которые предпочитают иностранные модели, или же перешли на китайские автомобили, или же предпочитают покупать подержанные западные бренды.
 
И это неудивительно, учитывая то, что купить автомобиль это одно, а вот найти на него запчасти, — совсем другое. Найти детали для родного автопрома не проблема. С китайцами тоже можно договориться. А что делать с пресловутыми западными брендами? В этой ситуации, покупателю проще просто не покупать западный автомобиль, чтобы избавиться от будущей головной боли.
 
Автодилерам же остается только пугать полным исчезновением западных брендов с российского рынка, рассчитывая привлечь наивных россиян и спихнуть им свой товар втридорога.
 
 
 
 
 
 
Материалы по теме: