#МИР

Аварийность на дорогах: что нужно сделать в законодательном плане

 
Аварийность на дорогах: что нужно сделать в законодательном плане
 
По данным Госавтоинспекции МВД России, почти половина водителей в стране отвлекается от дороги во время движения. Причем 70% из них самонадеянно утверждают, что это не мешает им контролировать ситуацию. Многочисленные исследования доказывают обратное.
 
Автор «20 идей по развитию России» Дмитрий Давыдов посвятил одну из статей своего проекта вопросу опасного вождения и предложил решение, которое поможет искоренить такое поведение среди российских автомобилистов.
 
В 2020 году две крупнейшие общественные организации автомобилистов ADAC и ÖAMTC провели совместный эксперимент. Они предложили 45 участникам проехать несколько кругов по специальным тестовым трассам сначала без отвлекающих факторов, а потом с дополнительными заданиями. Части водителей предлагалось достать из бардачка пачку салфеток, вытащить одну и передать ее пассажиру на заднем сидении.
 
Совершая простую манипуляцию, две трети участников эксперимента выезжали на встречную полосу на 1,5–2,6 секунды. Кроме того, испытуемые отводили взгляд от дороги в среднем на 3 секунды, из-за чего проезжали около 35 метров вслепую. На тестовой трассе обошлось без жертв, а вот в реальности именно на этом участке дороги мог оказаться пешеход или другой автомобиль, что неминуемо привело бы к ДТП.
 
По данным экспертного центра «Движение без опасности» и аналитического центра НАФИ, значительная часть водителей не видит проблемы в том, чтобы наносить макияж прямо во время движения, а также пить и есть. В этот момент они не только отвлекаются от движения, но и убирают с руля одну, а иногда и обе руки. В случае с перекусом все еще серьезнее: есть риск подавиться пищей или жидкостью. В такой ситуации автомобиль на время полностью лишается управления.
 
Оценив последствия отвлекающих факторов за рулем, французские законодатели ввели целый перечень соответствующих штрафов. За громкую музыку в салоне, поедание бургера или нанесение макияжа даже во время пребывания в пробке водители получают штраф в размере 75 евро.
 
Еще дороже, в 135 евро, им обходится использование наушников за рулем. Причем эта мера не кажется достаточно строгой, если учесть реальные риски от устройств, блокирующих слух, на дороге. Не только во Франции, но и в Испании наушники за рулем строго запрещены, а в Австралии водителя ждет штраф, если полицейский признает устройство источником отвлечения внимания от дороги.
 
«Звук играет жизненно важную роль в нашей способности понимать обстановку. Очень часто мы слышим, что нечто важное происходит рядом с нами, раньше, чем видим это. Хотя наушники могут быть полезны во многих обстоятельствах, на дороге они способны блокировать значимые звуковые сигналы. Это означает, что мы можем не заметить близость транспортных средств и других участников движения», — уверена профессор слуховой когнитивной нейробиологии Университетского колледжа Лондона Мария Чейт.
 
Если при использовании наушников водитель начнет переключать трек в смартфоне, то взгляд с дороги переместится на экран, а руки окажутся на гаджете, а не на руле. Это может стать причиной аварии. Но даже если водитель избегает перекусов, не наносит макияж и не слушает музыку в наушниках, вождение все равно может считаться безответственным, например из-за неправильной обуви.
 
Тысячи аварий каждый год происходят из-за так называемой педальной ошибки. Так называют ситуации, когда нога соскальзывает с одной педали и давит на другую. Зачастую их возникновению способствует неправильная обувь: сланцы, тапки, босоножки на танкетке, туфли на высоких каблуках, сапоги с толстой подошвой. Сланцы легко спадают с ноги, шпильки создают дополнительную нагрузку на стопы, а в резиновых сапогах вовсе невозможно различить границы педалей.
 
Исследование компании Ford показало, что российские водители не придают должного значения рискам, которые появляются при ношении неправильной обуви за рулем. 13,2% респондентов заявили, что водят в шлепанцах, хотя из-за них тормозной путь увеличивается на 0,13 секунды — это 3,5 метра при скорости 97 км/ч. 5,7% респондентов давят на педали босыми ступнями, не думая о том, как отсутствие подошвы скажется на силе нажатия. Еще больше россиян, 32,9%, вообще не обращают внимания на то, в какой обуви управляют автомобилем.
 
Для того, чтобы ограничить вождение в ненадлежащей обуви, в Испании водителям запретили управлять машиной в шлепанцах, туфлях на высоком каблуке и танкетке. Штраф за нарушение этого правила может достигать 200 евро (17 тыс. рублей). Строгие меры привели к впечатляющим результатам: за десятилетие число ДТП в стране сократилось на 44%.
 
Приучать к ответственному поведению водителей необходимо с автошкольной скамьи, однако именно новички за рулем зачастую демонстрируют наибольшую ответственность. Автолюбители с многолетним опытом, а также те, для кого вождение стало профессией, отвлекаются от дороги значительно чаще, утверждают в «Движении без опасности». Непоколебимая уверенность в собственном мастерстве нередко оборачивается для них трагедией.
 
«Для профилактики нарушений целесообразно проводить рейды для выявления нерадивых водителей. Особенно это касается водителей такси и грузопассажирского транспорта. Они отвечают не только за себя и членов своей семьи, но и за пассажиров», — отмечает РБК руководитель аналитического отдела экспертного центра «Движение без опасности» Елена Борисенко.
 
Но сегодня привлечь автомобилиста к ответственности за опасное поведение не так просто. В России действует запрет только на использование за рулем смартфона, за исключением средств, которые позволяют вести разговор без использования рук. Административная ответственность за другие опасные действия не предусмотрена.
 
Дмитрий Давыдов предлагает властям внедрить законодательные меры, которые могли бы побудить водителей устранять все отвлекающие факторы. В частности, штрафовать за прием пищи и нанесение макияжа во время вождения.
 
«Отсутствие запрета на такие действия формирует в гражданах, находящихся в спешке, плохую и опасную привычку заниматься посторонними делами за рулем. Четко обозначенная позиция закона — отвлекаться на еду и макияж запрещено из соображений безопасности — сможет изменить поведение в обществе. И тогда даже торопящиеся водители будут парковаться, прежде чем перекусить или поправить внешний вид», — уверен Дмитрий Давыдов.
 
Он предлагает запретить вождение в опасной обуви или босиком, а также использование наушников за рулем. Административная ответственность за такие нарушения сократит случаи попадания в ДТП из-за человеческого фактора и сделает дороги России безопаснее для всех участников движения. Дмитрий Давыдов предлагает законодателям вписать соответствующую норму в российские законы и правила дорожного движения и надеется, что государство окажет поддержку этой инициативе.
 
В ноябре 2021 года Дмитрий Давыдов обратился со своими предложениями в Совет Федерации, где их перенаправили в министерство юстиции и Министерство внутренних дел. Ведомства сообщили, что изучили информацию и приняли ее к сведению, однако спустя без малого полгода никаких действий так и не последовало.
 
Дмитрий Давыдов предлагает законодателям вернуться к предложенной теме и вписать норму об административной ответственности за нарушения водителей в российские законы и правила дорожного движения. Он надеется, что государство окажет поддержку в этом начинании, способном качественно улучшить ситуацию на дорогах страны.
 
Источник Информер
 
 
 
Материалы по теме: